ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

История парка.

 

Луизенваль (Выбор Луизы). 

          История парка Луизенваль начинается в конце XVIII века. Тогда на этой территории находилась усадьба Пойентеров с парком. В 80-е годы XVIII века поместье и парк приобрёл обер-бургомистр Т. Г. Фон Гиппель. По его инициативе парк был перепланирован в соответствии с английскими принципами.                                                                                                                          

      

           В 1786 г. начальник криминальной полиции и обер-бургомистр города, где проживало 50 тыс. жителей, Теодор фон Гиппель (1741-1796), назначенный на свой пост королём Фридрихом Великим, купил у некоего Пойнтера имение в Miltellhufen, престижном близком пригороде Кёнигсберга. Земли имения простирались от современного пр. Мира (в те времена - узкой просёлочной дороги Hufenallee) до современной улицы Дм. Донского, располагаясь на откосах ручья Фрайграбен (Freigraben). Эта часть города была последней, самой южной в череде загородных вилл состоятельных кёнигсбержцев.

         В молодости Т. Гиппель с друзьями посещал некий сад Гессена, который также располагался в этом романтическом пригороде  и соответствовал тогдашним взглядам на красоту парков - был естественным. В итоге, он купил старое имение, находящееся  недалеко от Штайндаммских ворот, имеющее небольшой дом с 5 или 7 жилыми комнатами и приусадебную территорию, тянущуюся по берегам ручья Фрайграбен. В то время загородный дом обер-бургомистра был самым последним в череде других приватных резиденций пригорода Хуфен, и домик имения находился почти возле улицы Alte Pillauer Landstrasse (Дм. Донского), в нижней части парка.

       Стены загородного дома были  украшены картинами и гравюрами, которых у любителя живописи коллекционера Гиппеля было множество, а земля поделена на два сада: сад-огород, находившийся вплотную к дому, и романтический, ставший вскоре широко известным, сад Гиппеля - воплощение его идей и познаний о садово-парковом искусстве, которые отражали кое-что виденное им в Берлине и Висбадене, но с существенными изменениями и в его интерпретации. Глубокий ручей под сенью естественного лесного массива из мрачноватых грабов, лип и буков, сложный рельеф, высокие берега были удачно использованы для формирования структуры сада в английском стиле, для которого не хватало только одного - пространства: сад был относительно узким. Впрочем, этот недостаток был характерен для большинства садов Кенигсберга и пригородов - земля стоила дорого. Облик сада и личность его создателя, как правило, достаточно тесно связаны. Что за человек был Т. фон Гиппель и как выглядел его сад?

                 Т. фон Гиппель - сын ректора школы в Gerdauen (Гердауен, ныне пос. Железнодорожный), ещё в детстве выделявшийся своим интеллектом, изучавший теологию в Кёнигсбергском университете, увлекавшийся поэзией и воспитывающий в себе аскетизм, после Семилетней войны в составе делегации, сопровождавшей груз Янтарной комнаты, преподнесённой в подарок русскому царю Петру I, посетивший Россию, очарованный ею и находящий её "невозможной для его понимания страной", после возвращения в Кёнигсберг ринувшийся изучать юриспруденцию и ставший впоследствии блестящим адвокатом, занимает в конце концов высокую чиновничью должность. Писатель и поэт, член масонской ложи "Трех корон", куда входили ряд высших чиновников, профессора, офицеры, крупные коммерсанты и дворяне, друг многих выдающихся личностей того времени, "главная голова", как называл его И. Кант, Т. Гиппель был человеком противоречивым, жил аскетично, но имел роскошную коллекцию картин, которые спустя 40 лет после его смерти были переданы городу его племянником и стали основой городского Музея искусств. Обербургомистр и начальник полиции, - он был чрезвычайно работоспособен как администратор, но остался известен в истории как загадочная фигура немецкой литературы, перу которого принадлежали романы, трактаты о браке, сатирические произведения, но во многих его стихах звучали одновременно мотивы смерти, поисков Бога, назидательность и чрезвычайная ирония. Всё в его саду напоминало о смерти, певцом которой он был, и отображало его странное, болезненное отношение к ней.

           Парк представлял собой сентиментальный, полный грусти ландшафт с обилием многозначительных изречений, которые должны были заставить посетителя задуматься и, сообщая ему бесконечно грустные мысли, давали пищу для размышлений о бренности жизни. Одна часть сада походила на сельское кладбище, усеянное надгробиями, холмиками, украшенное кладбищенскими цветами. На первой плите открывавшей этот сад, было написано: "я, ты, он, мы, вы, они". Невольно обращаешь внимание, что местоимения "она' - нет... В центре участка находилась плита с надписью: "Здесь все равны, господин и его холоп, великий и ничтожный, благородный и плохой. На небесах и внизу - всё одинаково. Счастливая жизнь будет продолжаться без меня и тебя. Учись, путник, быть достойным этого!". В высокой части сада, там, где находился в ту пору открытый луг, под серебристым тополем стояла скамья, откуда можно было видеть Кенигсберг, р. Прегель и её луга. Часть сада на западном склоне (где сейчас большая поляна) была занята фруктовыми деревьями, но даже вид цветущих яблонь и вишен во время прогулки по гиппелевскому саду "не приносил посетителям радости, оставляя чувство подавленности и тревоги".   Это был очень личностный сад, сад своего хозяина и для своего хозяина. Длинные аллеи сада вели вниз по течению ручья, в конце одной из сырых, тёмных аллей находился небольшой грот со скамьёй, перед которым росли две липы (это место находится в настоящее время около лестницы, что ведёт из парка наверх, к ул. Дм. Донского, липы Гиппеля сохранились, им не менее 250 лет).

             В своём завещании Т. фон Гиппель распорядился непременно продать этот сад, ставший к тому времени широко известным и за пределами Кенигсберга, в связи с чем его часто посещали заезжие аристократы, к великому неудовольствию хозяина, искавшего здесь лишь уединения и покоя. В то время в Кёнигсберге и за городом было немало садов, но сад Гиппеля был среди них особенным, и покупка его считалась престижным приобретением, поэтому после смерти знаменитого хозяина, который был не только обербургомистром Кенигсберга, но и по решению короля "президентом" города (подобное звание имел только обербургомистр Берлина), имение с домом в 1796 г. переходит в руки весьма состоятельного Готтхильда Кристофа В. Бузольта (1771-1831), которому в ту пору было 25 лет, и удачный брак с Луизой Граммацки цу Райхтум (Louise Gramatzkie zu Reichtum) привел его к богатству. Может быть, поэтому новое имение он и назвал в честь супруги - "Louisenwahl" -"Выбор Луизы". В 1806 г. Бузольт,  последователь педагогических взглядов и идей известного педагога Песталоцци, становится церковным и школьным советником.

          В годы войны с Наполеоном королевская супружеская пара,  вынужденная бежать вместе с детьми из оккупированного французами Берлина, находила гостеприимство и кров у крупных купцов и других состоятельных кёнигсбержцев.  В I806 и 1809 гг. принимал их у себя  в бывшем Гиппелевском саду в том числе и Г. Бузольт. Дом Г.К.В. Бузольта находился на северной стороне Хуфен-аллее, в то время неширокой, мощенной брёвнами улице, и был окружён небольшим аптекарским огородом, цветниками и фруктовым садом.

 

              В 1808 - 1809 году парк стал летней резиденцией прусского королевского семейства. Особенно парк любила королева Луиза (впоследствии название парка часто ассоциировалось с ней). В парке был выстроен небольшой дом, в котором во время пребывания в Кёнигсберге жила королева. Она очень любила гулять с детьми по аллеям парка.

         Во время своей коронации в 1861 году парк посетил король Вильгельм I. Парк оставался собственностью королевской четы до 1914 года, когда Вильгельм II подарил парк городу. В начале XX века домик королевы Луизы, который к тому времени оказался отделён от парка новой улицей (Хуфеналее нем. Hufenallee, ныне проспект Мира) использовался как дом отдыха для беременных женщин (нем. Mütterheim).

  

 

 

         В Луизенвале, где когда-то с детьми гуляла королева Луиза, которое было одно из любимых её мест,  в 1901году благодарные жители Пруссии построили кирху в память о своей королеве.

           На фото - открытие Кирхи королевы Луизы (архитектор Хайтман). За проект этого здания он был удостоен звания «придворный архитектор».

 

 

 

  

   

  

   

       

   

   

     В Луизенвале находился дом, где жила Луиза, когда приезжала в Кёнигсберг. 

 

 

 

 

 

 

             В Кенигсберге многое напоминало о королеве. Полукруглая каменная ротонда, которую установил в парке Луизенваля её сын Вильгельм в 1874 году (архитектор Баллерт). Скульптором Христианом Раухом был изваян мраморный портрет Луизы, ниже надпись: «Гению Пруссии, незабываемой королеве — от граждан Кенигсберга. 1874 год». Липа, которая находится в центре, посажена в честь 100-летия победы над Наполеоном.

   

 

 

Центральный парк (им. Калинина) в послевоенное время.

 

     История Центрального парка культуры и отдыха начинается с момента, когда он был объединен с Калининградским Зоопарком.  Тогда он назывался ботанический Зоосад, и располагался вместе с ним на одной территории. Уже тогда парк был наделен не просто культурно-развлекательной ролью, а больше просветительской, агитационной. Задачи Центрального парка, также, как и его финансовое обеспечение, определялись по Уставу Центральных парков Культуры и Отдыха в СССР. В цели входила помощь партийным организациям в коммунистическом воспитании трудящихся, повышении их политической и производственной активности в решении задач, поставленных коммунистической партией и Советским правительством. Всю свою работу парки проводили с конкретными задачами, стоящими перед областью, городом и районами. В осуществлении своих задач парк обязан был в то время организовывать лектории, кинолектории, библиотеки, читальни, стационарные и передвижные выставки, проводить лекции и доклады, тематические вечера, беседы, устные журналы и общественные диспуты. Парк культуры и отдыха приобретал статус центрального культурно-воспитательного предприятия. Согласно Положению о статусе и деятельности парков культуры и отдыха, от 30 августа 1962 года, он являлся хозрасчетной единицей и имел, как самостоятельный бюджет, так и оборотные средства, выделяемые исполкомом местного Совета депутатов трудящихся. Средства парка образовывались из:

 - ассигнований вышестоящих организаций;

 - поступлений от входной платы, оплаты посетителей за пользование площадками и аттракционами парка, концертов и т.п;

 - взносов за платные кружки;

- поступлений от сдаваемых в аренду помещений и участков.

        Размер платы за пользование аттракционами устанавливался исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся. Прибыли парка обращались на его благоустройство, оборудование и улучшение культурного обслуживания посетителей.

 

      В послевоенные годы, в 1946 году, Областной Парк Культуры и Отдыха и Зоосада в своем штате имел одного директора парка (Зулуматов А.Д) и зам. директора по зоосаду Штейна В.  Ежегодно составлялась смета на предстоящие годовые работы и в конце года предоставлялся отчет о проделанной работе. В 1946 году необходимо было провести ремонтно-восстановительные работы, в которые входило огородить площадь парка, оборудовать танцевальную площадку, построить помещение под кино, оборудовать помещение под радиоузел, построить и оборудовать аттракционы и площадки для игр, библиотеки-читальни, восстановить помещения для касс, приобрести имущество, инвентарь и животных для Зоосада, для массовых игр и танцев музыкальные инструменты, мебель для оборудования комнат отдыха. Исходя из данных задач становится ясным, в каком плачевном состоянии досталась территория Парка и Зоосада калининградцам.

  

 

 

  

  

             В отчете калининградского городского парка культуры и отдыха о деятельности за летний сезон 1947 года, директор Зулуматов А.Д. объясняет, что, поскольку  Калининградский парк временно располагается на территории бывшего немецкого зоосада, его сооружения, помещения и открытые площадки не приспособлены для проведения культурно- просветительской и массово-политической работы с трудящимися г. Калининграда. Территория парка, имеющая по периметру 2357 м, была ограждена только на 250 м, сооружения и помещения были разрушены, водопровод, канализация и освещение также отсутствовали. Кроме того, население Калининграда на лето 1947 г. составляло 80 000 человек. В основном жилые районы находились на окраинах города, транспортного сообщения до расположения парка не было. Тем не менее общая посещаемость парка за летний период составила ошеломляющую цифру - 663 420 человек. А доход с открытия летнего сезона по 1 декабря 1947 г. составил 425 793 руб, на расходы из которых было отведено 398 573 руб. В рамках упадочного состояния территории Парка и Зоосада проводились массовые народные гуляния, на отдельных площадках работали малые аттракционы, были оборудованы площадки для игр и спорта. Детский отдых проходил в дальней части парка и был назван  «Детским городком». 

          Большое значение администрация Парка уделяла общепиту - были организованы торговые точки продуктов питания и напитков, буфеты, киоски-закусочные. Если представить, как выглядела территория парка и Зоосада в те годы, то она включала в себя  комплекс главного входа в парк вместе с двумя кассами, тремя торговыми помещениями, парикмахерской, фотоателье и справочным бюро. На территории парка располагались кафе-ресторан площадью 115 кв.м, беседка-читальня, занимаемая 80 кв.м, фотоателье площадью 40 кв.м и сооружения  для животных.  

 

1956 г.

          28 июля 1947 г. Совет Министров РСФСР подписал Постановление, согласно которому  было принято решение разделить Парк Культуры и отдыха и Зоосад, в целях разграничения хозяйственно-административных функций, на две самостоятельные хозяйственные единицы и открыть каждому из них расчетные счета в кредитных учреждениях. После этого Исполнительный комитет Городского Совета депутатов трудящихся издал Решение от 9 октября 1947 г, в котором было прописано, что  под парк культуры и отдыха отводит территорию бывшего немецкого парка «Луизы» площадью 50 га. Данное действие было вызвано и тем, что в зоопарк к данному моменту уже завезли и  продолжали завозить большое количество животных, требующих для своего размещения и обслуживания территорию, занимаемую в то время парком.

          Новая территория, предложенная под размещение Центрального парка, удобна была и расположением (центр города), и ландшафтом - представляла собой прекрасный зеленый массив с прогулочными дорожками и комфортной территорией для отдыха горожан.  К слову о парке «Луизен» или, как его называют, «Луизенваль», то его главная аллея была бывшей городской улицей Луис-Фердинанд. За кирхой находились кладбища: II Трагхаймское, III Нойросгартенское, III Альтштадтское. В целом, около 2/3 территории занимали кладбищенские кварталы. 

 

          1947-1948 гг. - начало разрушения кладбищ. Расположение кладбищ в центре города - теперь уже Калининграда - казалось его новым жителям неестественным. Местные власти взяли курс на остальную ликвидацию прошлого. В людях еще оставалась ненависть к немцам, поэтому и отношение к немецким кладбищам было дикое. В результате, в 50-е гг. городские кладбища Кенигсберга были превращены или в сады (сейчас заброшенные) или в парки калининграда, или просто застроены. Территория парка, получившего имя М. И. Калинина, была значительно расширена за счет прилегающих кладбищ. Позднее на месте Альтштадского кладбища были устроены игровые площадки и установлены аттракционы. 

         Территория немецкого парка «Луизен» досталась администрации парка в крайне запущенном состоянии, не имела ограждений и крытых сооружений. После решения о переводе парка на территорию бывшего немецкого парка «Луизен», директор парка составил план ближайших работ. Необходимо было создать ряд сооружений, участков и площадок для разнообразного культурного отдыха посетителей парка, для проведения физкультурно- массовой работы, работы с детьми, кафе, закусочные, большие и малые аттракционов. Срок выполнения ставился до 1948 года, рассчитывая привести в порядок территорию к открытию летнего сезона.

          В числе первоочередных работ стояла установка ограждения парка и его входная часть, обустройство танцплощадки, уборной, проведение канализации, водопровода и освещения, оборудование детского городка, благоустройство территории, установка минимального количества аттракционов. Общая стоимость этого минимума работ составила, согласно смете, 860  000 руб. По бюджету было отпущено только 350 000 руб. До 4 марта 1947 г. парк культуры и отдыха находится в ведении Областного гражданского управления и только приказом Областного Управления от  4 марта 1948 г. передан в ведение города. 

 

      По причине недостатка денежных средств осваивать новую территорию Калининградский парк культур и отдыха  начал в 1949 году. К летнему сезону были построены и введены в эксплуатацию: танцпавильон площадью 600 кв.м, механические аттракционы, карусель на 32 человека, качели на 8 лодок, аттракцион «Летающие люди». Кроме того, установили решетки для ограждения парка 200 п.м., провели электроосвещение, закончили строительство арки входа в парк. Строительство и благоустройство новой территории шло крайне медленно. Согласно отчетам 1450 г. на территории парка был по-прежнему не организован общепит, включая киоски с торговлей пивом (в количестве запланированных 5 штук), безалкогольными напитками, мороженым, горячими и холодными закусками, отсутствовало кафе-закусочная. 

          В архивных документах за период 1949 г. есть краткое сведение о судьбе Охотничьего дома кайзера Вильгельма II. Так, согласно одному из отчетов о проделанных работах, составленному директором парка Зулуматовым А.Д., указано, что Решение Исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 12 марта 1949 г № 242 «О перевозке здания и павильонов, расположенных в поселке «Роментен» Нестеровского района в Калининградский парк культуры и отдыха» не выполнено. Организована лишь частичная разборка здания и с апреля месяца 1949 г. дальнейшие работы были полностью прекращены. Цель размещения охотничьего дома в парке - расположение на территории крытого помещения для проведения кружков занятий с детьми и взрослыми посетителями парка. Позже это деревянное строение стало центром культурно-массовой работы парка, в котором на первом этаже размещались: шахматно-шашечный павильон, читальный зал, а зимой – танцевальный зал, а на втором этаже -  бильярдная, комната курсов кройки и шитья, художественная мастерская, склад парка.

         Доходы  Калининградского парка Культуры  и  Отдыха образовывались из платы за входной билет, стоимости билетов на аттракционы, а также аренды оборудования для спортивных занятий и игр. Решением № 216  1950 г. «Об установлении платы за увеселительные мероприятия парка культуры и отдыха» было принято установить входную плату в парк: взрослый - 1 руб, дети школьного возраста – 50 коп. Бесплатный допуск граждан  на территорию парка разрешался только в рабочие дни до 18 часов, воскресные до 12 часов. Посещение танцплощадки стоило 5 руб, катание на каруселях, длительностью 7 мин., – 50 коп. (детский билет) и 2 руб. (взрослый билет), 10 мин. катания на русских народных качелях обходилось посетителям в 2 р., стоимость билета на аттракцион «Летающие люди» (продолжительность катания 15 мин.) составляла 2 руб. 

           В 1949 году парк получает новое название. В Решении № 267 «О присвоении наименования Калининградскому центральному парку культуры и отдыха» было прописано, что, идя навстречу пожеланию трудящихся общественных организаций города об увековечении памяти великого деятеля Советского государства М.И. Калинина, исполкому городского совета Депутатов трудящихся необходимо возбудить ходатайство перед соответствующими советскими органами о присвоении Калининградскому парку культуры и отдыха наименования «Центральный парк культуры и отдыха им. М.И. Калинина». Такое название парк носил до начала 90-х годов. Постановлением правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 парк «Луизенваль» получил статус культурного наследия местного (муниципального) значения.   

       Работа Центрального парка культуры и отдыха им. Калинина включала в себя обязательные отчеты директора парка о результатах работы за год. Исходя из этих документов становится понятным, что предприятие  испытывало большие финансовые трудности, и соответственно, благоустройство территории  продвигалось крайне медленно. Но планы на предстоящий каждый год  и выполнение их потрясают. Администрация парка организовывала полноценный и интересный досуг калининградцев, как детей, так и взрослых.

           Например, о работе парка за 1951 г..: "за летний период парка была прочтена 91 лекция, проводились консультации, тематические вечера, посвященные борьбе за мир, великим стройкам коммунизма, передовикам промышленности, транспорта, достижений в науке. В связи с вводом в эксплуатацию крытого сооружения парк ввел кружки: фотолюбителей, юннатов, рисования, авиамоделей. Начала работать станция юных натуралистов, были организованы экскурсии на предприятия, по местам боев и на курорты Калининградской области. Перечисленной работой занимался Совет Пионерского форпоста. В указанном году проводились также массовые гулянья, устраивались праздники с кострами, физкультурно-оздоровительными занятиями". В планах на 1952 год директор парка, Федоров, ставит задачи по улучшению политико-массовой и культурно-просветительской работы, повышению качества физкультурно-оздоровительных занятий, распространению естественно-научных знаний. В целях - ежедневное проведение на различных площадках парка разучивания и пения советских песен, организация массовыми работниками парка игр, товарищеских встреч по шахматам, шашкам  среди посетителей парка, а также проведение политико-воспитательной работы с детьми.

           В 1952 г в Парке культуры и отдыха им. М.И. Калинина впервые начал работать Зеленый театр, вместимостью на 1200 мест. Являясь единственной крупной театрализованной площадкой в городе, театр охотно посещался зрителями. Кроме художественно-зрелищных мероприятий в Театре проводились общественно-политические мероприятия (городские совещания агитаторов, областной слет пионеров, день железнодорожника, авиации и др). По словам директора парка, театр мог бы выполнить свой финансовый план и дал бы значительную прибыль, если бы зрительный зал имел крышу, которая из-за отсутствия необходимых материалов в 1952 г, не была построена. Многие мероприятия отменились из-за непогоды, а некоторые срывались в самой их середине. По этой причине, парк, будучи не уверен в устойчивости погоды, отказался от ряда предложений видных и государственных филармоний и коллективов.

         В 1956 г. входная плата в парк составляла в будние 1 руб., в выходные – 2 руб. В 1957 году сделали единую стоимость и для будних и для выходных - 1 р. Но, поскольку парк на тот момент был обнесен забором только  на 45-50 %, многим посетителям удавалось проходить на его территорию беспрепятственно и без билетов. В 1958 году администрация парка в том, чтобы  сохранять плату за вход, не видела уже никакого смысла.

фото 1952 г.

             Территория парка на период 1956 г. по-прежнему в запустении и не удовлетворяет минимальным культурным запросам посетителей. Отсутствует канализация, водопровод, электроосвещение находится в аварийном состоянии, территория захламлена каменными плитами, нет благоустроенных аллей, площадей, не оборудованы спортивные, детские и игровые площадки, мосты через парковый ручей разрушились, на протяжении 550 м отсутствует ограда. Старые аттракционы пришли в негодное состояние, а новые из-за отсутствия средств не строятся, летняя эстрада, зеленый лекторий, танцевальная площадка, дома культпросветработы и дирекции требуют капитального ремонта. Нет ни одного павильона, беседки, мало садовых скамеек. В результате этого доклада, составленного директором парка Федоровым, было подписано Решение исполнительного комитета городского совета депутатов трудящихся, в котором поручили оказать деловое участие в работах по благоустройству парка культуры и отдыха им. Калинина руководителям Сталинградского и Центрального райисполкомов городских трестов, контор промышленных предприятий и учреждений. А также оказать необходимую помощь парку в подготовке к открытию очередного летнего сезона начальнику военного гарнизона.

           В отчете о работе за 1957 г. директор парка подробно расписывает проведенные мероприятия. По-прежнему особое внимание стремились уделить агитационно- пропагандистской работе. Были прочитаны лекции на темы: здоровья, кинематографа, науки, политики, литературы и искусства. Начиная с этого года стал возможен показ короткометражных фильмов бесплатно 3 раза в неделю – по средам, субботам, воскресеньям. Ежемесячно с июля проводились тематические вечера. В праздники устраивают встречи с участниками отечественной войны, летчиками, танкистами, передовиками производства, актерами советского кино (Баталов,  Макарова), члены ВЛКСМ. Интересный факт, что в праздничные дни на центральной аллее парка была устроена наглядная агитация в сатирической форме на стендах, в витринах, названная «Окнами сатиры». Они высмеивали тунеядцев, стиляг, хулиганов и недобросовестных строителей. Устраивались в парке регулярные выставки картин, стендами оформлялся и центральный вход в парк. Среди праздников отмечались: 1 мая, областной фестиваль молодежи, который проходил в форме карнавала, День авиации, День военно-морского флота, 50-летие профсоюзов, День физкультурника, строителя, танкистов и т.д. 

 

       Любопытно, как проводили праздники. Например, участники карнавала, устроенного к Дню молодежи, прибывали в парк только к 20.00. Пригласительным билетом в парк служил маскарадный костюм, маска. У входа в парк был посажен духовой оркестр массовики. Проходил конкурс на лучший танец. В рамках мероприятия устраивались массовые игры, викторины. Праздник продолжался в летнем театре большим концертом победителей областных конкурсов художественной самодеятельности.  Около 23.00 устраивалось факельное шествие и эстафета участников карнавала, марши и также фейерверк. Завершался в этот день праздник «Гимном демократической молодежи», а на следующий день продолжался снова народным гуляньем. 19 мая продолжалось гулянье.

            Всего за лето 1957 года было проведено 40 концертов и спектаклей. Этому помогло благоустройство летнего театра, открытие эстрады и массового поля. В этом году был открыт кинотеатр в летнем театре. Теперь у посетителей появилась возможность, смотреть любимые фильмы не в душных городских кинотеатрах, в период летней жары, а на свежем воздухе. Показ фильмов проводился ежедневно, кроме запланированных мероприятий. В  течение всего сезона в парке велись работы по строительству спортивного городка, включающего в себя: 3 волейбольных площадки, 1 баскетбольную, 2 крокетных площадки, для игр в настольный теннис, 1 теннисный корт, 1 душевую. Физкультуру проводили на открытом ринге, эстраде, шахматно-шашечном зале, на аллеях и площадках парка. В шахматном зале каждое воскресенье устраивали сеанс одновременной игры. На  массовом поле ежедневно проводились игры, шарады, загадки, аттракционы «Веселый счет», «Рыболовы», «Набрасывание колец», «Ходули». В 19.00 начинались массовые игры, как подвижные, так и спокойные, викторины, пели песни и устраивали танцы. Зимой на массовом поле заливался каток.

         Что касается танцплощадки, то она работала ежедневно, кроме выходных и ненастных дней. Танцевали как под радиолу, так и под живой оркестр. Вызывающий улыбку факт - на танцплощадке были вывешены «правила поведения» и «распорядок танцевального вечера», дежурили три "бригадмильца". И если танцующие искажали редакцию танца, их отстраняли от площадки до 2-х недель. Заранее, перед началом работы танцплощадки,  с целью борьбы со стилягами всегда проводились тематические беседы «Если танцевать, то красиво».

           Центральный парк культуры и отдыха им. Калинина  на протяжении всех лет работы обеспечивал детей развлекательной программой. Так, с началом летних каникул в 1957 г. в парке работал городской пионерский лагерь для детей, которые не имели возможности посещать пионерские лагеря. В кафе парка для ребят было организовано 2-х разовое питание. Для лагеря оборудовали часть территории - в распоряжении ребят были игровые площадки, настольные игры и некоторые аттракционы. В зимние школьные каникулы с 1 по 10 января в парке всегда  организовывались новогодние мероприятия. Они проходили по интересным сценариям с участием Деда Мороза и Снегурочки, и длились не менее 1,5 часов. В праздничные зимние дни парк украшался тематическими панно, устанавливалась на входе вращающаяся елка высотой 15 м. За школьные каникулы могли провести до 20 утренников, посещало которые больше 5 тыс. детей.

           Парк получал помощь от крупных городских предприятий.  Так, например, силами городских советских, партийных оганизаций и ряда предприятий к летнему сезону и частично летом 1957 г. в парке были проведены следующие мероприятия по благоустройству. Изготовлен и установлен бюст М. И. Калинину. Построено через ручей 2 железобетонных моста и 2 деревянных моста. Асфальтированы части центральной аллеи. Проложено на протяжении 160 п.м. канализация и водопровод к месту общественной уборной и душевой, водопровод к месту установки фонтана. От главного входа до летнего театра проложен подземный кабель и установлено 10 опор – светильников. Восстановлен старый центральный кабель на всей протяженности центральной аллеи, снята воздушная линия, построено две небольших уборных, проведена значительная работа по цветочному оформлению парка. Изготовлено и установлено 75 скамеек, расставлено необходимое количество урн. Капитально отремонтированы танцплощадка, дома культурно-массовой работы, помещение под дирекцию и кружковых занятий, построена вновь летняя эстрада с местами для сидения 3000 мест, зеленый лекторий с кинокамерой и детский городок. Капитально отремонтированы аттракционы  - карусели, качели, комната смеха. Нет все еще ни одного приличного крытого помещения, павильона, складских и других помещений. Доход 756 000 руб. (от входной платы, аттракционов, зрелищных мероприятий, танцплощадки, бильярдной, курсовых мероприятий).

           В 1958 г в связи с отменой входной платы в парк число посетителей увеличилось в 2-3 раза. В связи с отменой входной платы и открытием летнего сезона установлены следующие часы работы:

- рабочие дни с 12-23.00

- предпраздничные дни и субботы – 12.00-24.00

- праздничные и воскресные 12.00- 23.00

         По мероприятиям план работы парка по-прежнему был насыщенным. Темы лекций совпадали с основными событиями  в стране. В повседневной агитационно- пропагандистской работе большое внимание уделено пропаганде семилетнего плана 1959-1965 г.г, как величественной программы коммунистического строительства. Задача была в том, чтобы превратить  парк в подлинный центр политического, культурного воспитателя и интересного отдыха трудящихся. Основная задача – усиление коммунистического воспитания, организованности  дисциплины. Для удобства пенсионеров некоторые лекции читались в дневное время. Улучшилось оповещение событий в парке благодаря  газете «Калининградская правда», городскому радио, а также радиоузлу, расположенному на территории парка. Анонс событий всегда повторялся в дни народных гуляний. Правая сторона ручья в этом году была полностью расчищена от плит. Завершили прокладку канализации, водопровода, построили 2 туалета, расширили танцевальную площадку, массовое поле, летнюю эстраду, завершили строительство спортивного городка, асфальтирование аллеи, установили 4 новых аттракциона.

     На тот период в парке были установлены аттракционы и предусмотрены игры: детская карусель, русские качели, летающие люди, силомер, комната смеха, настольный и земляной теннис, шахматы, домино и шашки, городки, бильярд большой и малый.. Предоставлялся прокат волейбольного и баскетбольного мяча, велосипеда, роликов и коньков, шезлонгов и гамаков, спортивных тапочек. Входная плата на танцплощадку, с участием живого оркестра, была установлена 4 р, под радиолу – 2 р.

             На 1958 год доход парка составит 1 256 300 руб. (636 300 по парку, 620 000 по результатам показа кинофильмов). В этом же году дирекция парка обратилась к местному правительству с просьбой разрешить восстановление при помощи городских строительных организаций кирхи и использовать ее по своему усмотрению. Кирха без крыши стояла с 1953 года и постепенно разрушалась. К слову, помощь от предприятий и организаций парку была оказана всесторонняя. Так, например, в подготовке к открытию летнего сезона 1959г. уборка территории парка  была закреплена за коллективами таких предприятий и учреждений, как трест «Водоканал» и "Горкомхоз", которые, к тому же, были обязаны подключить канализацию к строящимся туалетам.

        Изучая отчет парка за 1959 г. можно составить представления о прежних масштабах народных праздников, проводимых на территории. 27-28 июня  День Советской молодежи начался с торжественного собрание молодежи города, продолжился 4 концертами художественной самодеятельности предприятий и учебных заведений города, спортивными соревнованиями по боксу, теннису и шахматам. В этот день парк посетило больше 10 000 человек. В Дни военно-морского флота и воздушного флота  число посетителей парка (за два дня) составило больше 15 000 человек.

           Отмечали в Центральном парке культуры и отдыха им. Калинина все праздники. Так, например, на 15-летие освобождения Польши от фашистских захватчиков. был организован вечер дружбы польского и советского народов. Устраивали демонстрацию научно-популярных и хроникально-документальных кинофильмов, проводили, по-прежнему, литературные вечера, концерты, разучивание новых песен и танцев. Открылась летняя читальня на свежем воздухе. Ежедневно проводились сеансы игр в шахматы и шашки. По субботам и воскресеньям устраивали концерты духовых оркестров. Были частым поводом для развлечения посетителей выставки изделий кройки и шитья. В 1959г. парк имеет свой радиоузел, который обеспечивает трансляцию центрального радиовещания. 7 громкоговорителей передавали лекции, доклады, концерты, спортивные мероприятия, танцевальную музыку, праздничные концерты. При парке работали курсы танцев, кройки и шитья (9 месячные), художественной вышивки. Круглый год работал бильярдный зал, регулярно читальный зал, шахматно-шашечный. Летний театр открыт на летний сезон. Велись обширные работы и по благоустройству парка. Так, площадь цветочного оформления занимала уже больше 2 000 кв. м. Высаживали около 120 000 шт. однолетних растений, около  12 000 шт ковровых и др. Эти объемы работы потрясают. 

          На территории парка и в современные дни сохранено множество растений и деревьев, которые были высажены еще в довоенные годы. Представляет интерес аллея остролистных кленов, протяженностью 280 м, аллея смешанных деревьев - буков и вязов, дуб, возраст которого насчитывает более 200 лет, уникальные старые ели, рододендроны возрастом более 100 лет. К слову, ландшафт парка был уникальным еще со времен Восточной Пруссии. Холмистый рельеф разделен Парковым ручьем - доминантой парка, состоящим из двух рукавов, один из которых назван Хуфенфрайграбен и проходит сегодня под проспектом Мира. На территории находятся уникальные объекты. Это евангелическая (католическая) кирха памяти Королевы Луизы, построенная архитектором Фридрихом Хайтманом. С 1976 года в ней разместился калининградский  областной театр кукол. Вторым историческим объектом является Охотничий замок Вильгельма. Включая современные годы здание сохраняется на территории парка, хотя на сей день не располагает внутри себя уже ни офиса администрации парка, ни центров досуга посетителей. В мае 2013г. перед этим зданием была установлена скульптурная композиция из латуни «Сказочный гриб и Лесная фея». Под постаментом композиции размещена «капсула времени» с детскими рисунками на тему «Я и мой город через 15 лет». Планируется извлечь капсулу в 1018 году.

          На территории современного Центрального парка культуры отдыха установлены и другие интересные объекты. В частности, памятник барону Мюнхгаузен был подарен Калининграду немецким Боденведеном, родным городом Мюнхгаузена, и установлен  18 июня 2005 года. Композиция немецкого мастера художественной ковки Георга Петру представляет собой вертикальную стальную плиту, в которой вырезан силуэт летящего на ядре Мюнхгаузена. На постаменте памятника с одной стороны выбита надпись «Кенигсберг», с другой - «Калининград». реальный прототип барона Мюнхгаузена дважды посещал Кенигсберг: в 1738 и 1750 гг. проездом из Санкт-Петербурга на службу в русскую армию и обратно.

             28 декабря 2012 г. был торжественно открыт памятный знак в честь участников восстановления и развития Калининграда и области. Этот знак символизирует трудовой подвиг восстановителей области и славу русского оружия.

             Памятник В. С. Высоцкому работы скульптора Бахтияра Саипова был открыт в центральном парке культуры и отдыха Калининграда. одновременно с новым Летним театром 1 июля 2006 г. Трехметровая бетонная скульптура, обшитая бронзовыми листами, расположенная на невысокой двухступенчатой террасе, представляет собой фигуру поэта, сидящего с гитарой на постаменте. С тыльной стороны терраса огорожена широким парапетом, в котором вдоль всей длины обустроена клумба. 2 июня 1980 г, за полтора месяца до смерти, в Калининграде состоялся последний гастрольный концерт Высоцкого.

фото 1987 г.

  

 

 

 Императорский охотничий дом.

   

              Стоит в Центральном парке культуры и отдыха деревянный домик. Привезенный в парк еще в советские годы он служил административным зданием, клубом шахматистов, студией шитья, юных натуралистов, детского центра развития и многим другим. Вряд ли найдется хоть один посетитель парка, не сфотографировавшийся на его фоне. Все привыкли к его нахождению и мало кто знает о том, какой великий дух Императора Германии хранят в себе его стены. Бревна пропитаны дымом свечей, долгое время заменявших электричество, а стены еще помнят металлические крепления, державшие на себе ценные охотничьи трофеи, добытые Императором. Это дом, в котором вершились судьбы царской семьи, и позже ставший предметом зависти рейхсминистра Германа Геринга. С большим упорством он стремился занять его стены, но вынужден был оставить свою настойчивость и в нескольких километрах построить собственную дачу.

  

 

       «Императорский охотничий замок Роминтен - уникальнейшее строение, каких во всей России больше не сыскать - утверждает Евгений Александрович Маслов, руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области. - Уникальность этого дома в том, что он выполнен в «драхенстиле» - «стиле драконов». Здание, когда-то украшенное резными драконами, не имеет аналогов в нашей стране. Такие строили разве что в Северных странах. Оно и было привезено в прекрасное поместье Роминтен из Норвегии».

 

          23 сентября 1890 года Император Германии, кайзер Вильгельм II посетит охотничью сторожку с чайным домиком местности Теербуде на берегу реки Роминте (Красная). Роминтенская пуща, к слову, не была случайным местом в его маршруте. Страстью Императора была всегда охота. Именно это увлечение и обеспечивали веками жители поселка Роминтен, в котором охотились пруссы, рыцари Тевтонского ордена, литовцы, герцоги, короли и императоры. Короли предавались аристократической забаве с сентября до конца февраля. К слову, только при кайзере Роминтен был провозглашен королевским дворовым охотничьим округом. Впечатленный прекрасными видами лесной чащи и живописной рекой, потрясенный удачной охотой, кайзер Вильгельм II принял решение о строительстве в этой местности охотничьего домика. Не говоря о зайцах-беляках, орлах, зимородках, черных дятлах, лисах и куницах, гордостью этих лесов являлись всегда лоси и олени. Олени в Роминтенской пуще водились невероятные. Рыжеватые, крупные, с чашеобразной формой рогов, они имели отличные «трофейные качества» и входили в историю европейской охоты. Вес одного лося Роминтенского леса мог достигать 300 килограммов. Олень императрицы, имевший 44 отростка на рогах, был убит Вильгельмом II.

            Приняв решение построить здесь императорский охотничий дом, кайзеру пришлось сильно раскошелиться на покупку земли у местных владельцев. Переговоры о купле-продаже продолжались больше года. За счет средств императора были перенесены на новые места дома тех, кто не пожелал жить в соседстве с императором. Наконец на очень высоком крутом берегу реки Роминте (Красная) был выбран участок для строительства императорского охотничьего дома.

     К проектированию и строительству охотничьего замка были приглашены норвежские архитекторы Хольм Монте и Оле Свере. Дом был изготовлен в Норвегии, из северных пород древесины, разобран, доставлен морем в Кенигсберг, оттуда по железной дороге в Тракенен (Ясная поляна), и оттуда на повозках на место стройки. В пуще из тесаного дикого камня был выстроен фундамент с высоким цоколем, на котором и собрали дом. К 1893 году строительство дома было окончено. Первоначально это был двухфлигельный двухэтажный дом, к которому позже (в 1904 году) был пристроен с помощью крытого надземного перехода дом для Императрицы. Украшением дому служило множество резных деревянных элементов: резные балконы, террасы, фигурки сказочных зверей, драконье головы, ветровые доски, башенки и карнизы. Снаружи дом был покрыт темно-красным паком, в качестве кровли дома использовался темно-красный шифер (горная порода, расколотая на пластинки по плоскостям спайности). В центральном флигеле располагался обеденный зал, в боковых - покои императора и его окружения. Комнаты обогревались голландскими печами, а в качестве освещения использовались нефтяные лампы. По меркам того времени императорский охотничий дом внешне можно считать довольно скромным и простым, но насыщенным сложными по тому времени автономными системами канализации, водоснабжения, отопления и вентиляции. Интерьер дома наполняли простая мебель, выполненная у лучших мастеров (для королевских членов семьи обстановку составляли стулья, обтянутые кожей), предметы искусства, множество картин на охотничью тему, трофеи, богатая коллекция охотничьего оружия. Вильгельм II, не смотря на множество проблем со здоровьем, полученных в момент рождения, считался одним из лучших стрелков в Германии. Самой большой достопримечательностью императорского охотничьего дома были рога убитых императором оленей в период с 1890 по 1913 годы.

         В 1893 году недалеко от охотничьего дома была построена небольшая часовня Хуберта тоже в норвежском стиле. Ее строительным материалом были сосны Роминтенского леса. Часовня могла вмещать 129 человек прихожан. Единственный колокол находился в специально сделанной колоколенке. Довершал ансамбль охотничьего дома Олений мост, соединявший два обрывистых берега реки Роминты. С обеих сторон моста были установлены скульптуры лежащих оленей. Рядом с домом стояла бронзовая фигура оленя с 16 отростками на рогах, выполненная по заказу кайзера. Позже она была подарена детям войны Смоленска. С окончанием строительства охотничьего комплекса император стал частым гостем Роминтенского леса. Императрица впервые сопровождала его в 1893 году во время освящения часовни Хуберта.

         1894-1895 годах практиковалась охота и на черных глухарей, которые были подарены для разведения Роминтенскому лесничеству Николаем II. К слову русский царь был частым гостем усадьбы. Среди остальных гостей охотничьего замка были многие венценосные главы различных государств. В 1905 г посетил дом и министр финансов России С.Ю Витте, написавший позже лестный отзыв о гостеприимстве этого дома.

            Сам же Вильгельм II последний раз охотился в Роминтене 2 октября 1913 года. В 1918 году, после отречения монарха, охотничий домик получил статус государственной дачи. В 1926 году между прусским государством и формально правящим императорским домом было определено договором, что охотничий дом с прилегающей территорией должен стать свободной собственностью Дома Гогенцоллеров.

             С приходом фашистов к власти права на императорский дом заявил «главный охотник Германии» Герман Геринг. Однако император Вильгельм II отклонил эти претензии, хотя и разрешил ему охотиться в Роминтенском лесу и построить здесь свой собственный охотничий замок. Видимо, с той поры эта заповедная территория неофициально стала называться охотничьими угодьями Г. Геринга.

       И, все-таки, Герману Герингу удалось, хоть и на сравнительно короткое время, все же стать полноправным владельцем Роминтенского леса и бывшего императорского охотничьего дома. Именно здесь в начале тридцатых годов XX века Г. Геринг, облачившись в средневековый охотничий костюм, подражая рыцарю Тевтонского ордена, охотился на оленей, лосей и коз. Став вторым по рангу влиятельным лицом фашистского рейха, Г. Геринг принимал здесь А. Гитлера, глав и послов союзных государств, изъявивших желание поохотиться.

 

 

        После войны, в 1946-1948 годах, проходила маркировка русско-польской границы. Императорский охотничий дом тогда разбирался. Конструкции одного разобранного флигеля были перевезены в Пушкино у города Нестеров, другой флигель в разобранном виде был перевезен и собран в Центральном парке культуры и отдыха, где он находится по сей день.

         К большому сожалению, охотничий дом, имевший такое богатое наследие, сегодня не числится в реестре исторических памятников архитектуры Калининградской области и по сути не представляет исторической ценности. Но нет никаких сомнений, что это здание является одной иp исторических жемчужин нашего края. С каждым годом конструкции дома беспощадно разрушаются временем и непогодой - по этой причине администрация парка была вынуждена переехать в другое здание. Необходимы вложения сил и финансов для его восстановления. Руководство парка готово к сотрудничеству инвесторов, понимающих ценность императорского охотничьего дома. Некогда Император искал для его расположения лучшее место во всем поселке Роминтен, и сегодня он должен получить шанс на достойную вторую жизнь.